2003 EL61 - САМЫЙ СТРАННЫЙ ОБЪЕКТ ПОЯСА КОЙПЕРА

Источник: http://www.gps.caltech.edu/~mbrown/2003EL61/#moon

2003 EL61 - один из самых странных объектов Солнечной системы. Его размеры сравнимы с размером Плутона, однако он вытянут, как сигара, и делает один оборот вокруг своей оси примерно за 4 часа. Сложен он, по-видимому, из горных пород, покрытых снаружи слоем льда.
2003 EL61 - объект пояса Койпера, роя ледяных астероидов за орбитой Нептуна, к которому относятся также Плутон, Оркус, Кваоар, десятая планета 2003 UB313 и множество тел меньших размеров. Объект 2003 EL61 является третьим по яркости в этой области после Плутона и 2005 FY9. Если не считать высокую яркость, 2003 EL61 выглядел типичным "рассеянным объектом пояса Койпера". "Рассеянными объектами" называют те ледяные астероиды, которые когда-то пролетели совсем рядом с Нептуном и рассеялись им на более эксцентричные орбиты. Например, орбиты 2003 EL61 и 2005 FY9 наклонены примерно на 30 градусов к плоскости эклиптики, а недавно открытая 10 планета 2003 UB313 имеет еще более наклонную орбиту - ее наклон 45 горадусов!

Насколько велик объект 2003 EL61?
Про вновь открытое небесное тело очень часто невозможно сказать, каков его размер, можно сказать лишь, насколько он ярок, сколько солнечного света он отражает. Однако объект может быть ярким или оттого, что имеет большие размеры, или оттого, что хорошо отражает свет. С 2003 EL61 астрономам повезло. В январе 2005 года был открыт вращающийся вокруг него спутник. Наблюдая за его движением в течение 6 месяцев, ученые смогли определить массу и 2003 EL61, и его спутника. Масса 2003 EL61 оказалась равной 32% от массы Плутона. К сожалению, знание массы еще не гарантирует знание размера небесного тела. Объект с данной массой может быть меньше и плотнее (например, сложенным скалистыми породами), а может быть больше и более рыхлым (сложенным из снега и льда).
Быстрое вращение 2003 EL61, однако, дало возможность определить его размеры более хитрым способом. Когда объект быстро вращается, он деформируется и вытягивается. Более плотный скалистый объект вытягивается меньше, чем менее плотный рыхлый. При оценке деформации 2003 EL61 оказалось, что его плотность близка к плотности каменных пород. Иначе при периоде вращения в 4 часа его растянуло бы еще больше.

А зная массу 2003 EL61 и его плотность, уже можно вычислить и размер. Объект оказался почти размером с Плутон в длину (вдоль самого длинного своего измерения). В Солнечной системе неизвестны другие так быстро вращающиеся и имеющие такой большой размер тела
Первый спутник 2003 EL61 был открыт 28 января 2005 года при наблюдениях на обсерватории им. Кека с помощью системы адаптивной оптики. После 5 наблюдений в течение 6 месяцев орбита спутника вокруг 2003 EL61 была точно определена.

Этот снимок 2003 EL61 сделан 30 июня 2005 года. 2003 EL61 - яркое пятно в центре снимка. Немного ниже виден спутник 2003 EL61. К югу от 2003 EL61 видно тусклый объект, который мог быть вторым спутником 2003 EL61. Второй спутник тусклее первого, однако он был найден на 3 снимках первого спутника 2003 EL61 из пяти.
Около 10% объектов пояса Койпера имеют спутники, но до недавнего времени, когда было обнаружено 2 новых спутника у Плутона, не было известно ни одного объекта, имеющего более одного спутника. Теперь же можно предположить, что многие крупные объекты пояса Койпера имеют системы из нескольких спутников.
Имея 5 наблюдений более яркого спутника, возможно математически точно вычислить его орбиту. Трех наблюдений более тусклого спутника для этого недостаточно, но если исходить из предположения, что орбита круговая, то ее приблизительные вычисления возможны. Обе орбиты показаны ниже.

Орбиты спутников увидены практически с ребра, поэтому выглядят сильно вытянутыми. Угол наклона между ними составляет 40 градусов.
Оба его спутника 2003 EL61 маленькие: масса более яркого составляет только 1% от массы самого 2003 EL61, масса более тусклого еще меньше: 0,2% от массы центрального тела. Более яркий спутник находится на более широкой орбите и делает один оборот за 49 дней. Его орбита почти круговая (но не совсем). Для сравнения, Харон, большой спутник Плутона, делает один оборот примерно за 6 дней. Больший период обращения вызван меньшей массой 2003 EL61 и большей удаленностью спутника. Более тусклый спутник делает один оборот за 34 дня. Последующие наблюдения должны подтвердить и уточнить его орбиту.