18 ноября 2008
Получен снимок планеты Фомальгаут b!

Фомальгаут, она же альфа Южной Рыбы – яркая и близкая молодая звезда. Она удалена от Солнца на 7.7 пк или 25 световых лет. Ее спектральный класс A3 V (некоторые источники указывают A4 V ), видимая звездная величина 1.16, температура поверхности – 8540 К. Масса звезды оценивается в 2.06 солнечных масс, радиус – в 1.82 ± 0.06 радиусов Солнца, светимость в 16 раз превышает солнечную. Фомальгаут удаляется от Солнечной системы со скоростью 6.5 км/сек. Весьма вероятно, что он является членом широкой звездной пары – звезда HR 8721 спектрального класса K4 V удалена от него на 55 тыс. астрономических единиц или 0.27 пк (что в 5 раз меньше расстояния между Солнцем и ближайшей к нему звездой альфа Центавра).
Фомальгаут – молодая звезда. Его возраст оценивается в 100-300 млн. лет. Еще в 1984 году ИК-обсерваторией IRAS был обнаружен избыток инфракрасного излучения Фомальгаута, который был объяснен наличием вокруг него обширного протопланетного пылевого диска. Двумя десятилетиями позже пылевой диск Фомальгаута был снят космическими обсерваториями им. Хаббла и им. Спитцера.

Пылевой диск вокруг Фомальгаута глазами космической обсерватории им. Хаббла.

Пылевой диск Фомальгаута наклонен к лучу зрения примерно на 24 градуса. Он имеет форму тора и простирается от 133 а.е. до 158 а.е. от звезды, причем центр диска смещен относительно Фомальгаута примерно на 15 а.е. Резкий внутренний край диска говорит о наличии в нем массивной планеты, выметающей пылевые частицы из зоны своего «питания». Компьютерное моделирование указывало на наличие планеты массой примерно 2.5-3 массы Юпитера.
И вот эта планета обнаружена непосредственно! Сравнение двух снимков, сделанных Хабблом в 2004 и 2006 годах, показало, что один из слабых объектов вблизи внутреннего края пылевого диска перемещается в пространстве вместе со звездой, и более того – совершает вокруг нее орбитальное движение! (Фомальгаут, будучи сравнительно близок к Солнцу, довольно быстро перемещается на фоне далеких звезд, что позволяет за несколько лет наблюдений отделить возможную планету от объектов заднего фона.)

Планета в диске Фомальгаута. Показано ее смещение по орбите с 2004 по 2006 год.
Кредит изображения: http://www.jpl.nasa.gov/news/news.cfm?release=2008-211

По величине смещения, обнаруженного Хабблом, была построена приблизительная орбита планеты и определен ее орбитальный период, оказавшийся равным 877 годам.
Формально тепловой режим Фомальгаута b соответствует тепловому режиму Нептуна (R/Rэф = 29), но реально планета гораздо горячее, что естественно объясняется ее молодостью. Авторы открытия оценивают ее температуру в 400 К (+ 130 C ). Возможно, планета окружена протоспутниковым диском, в котором активно идет формирование спутников.

Примечание от 21 апреля 2020 года. Планеты Фомальгаут b не существует. То, что астрономы принимали за планету, оказалось плотным облаком пыли, которое за несколько лет постепенно рассеялось.

Информация получена: http://astro.berkeley.edu/~kalas/disksite/pages/fom_hst.html

15 ноября 2008
Открыты две новые экзопланеты на широких орбитах

Международная группа астрономов, работающих в рамках проекта Magellan Planet Search Program (Программа поиска планет на телескопе Магеллан) , сообщила об открытии четырех планет и одного коричневого карлика. Две планеты из этого списка уже были обнаружены ранее группой, работающей со спектрографом CORALIE, две представлены впервые.
Проект MPSP посвящен поискам внесолнечных планет методом измерения лучевых скоростей родительских звезд. Спектры звезд снимают с помощью высокоточного спектрометра MIKE на 6,5-метровом телескопе им. Магеллана.

Звезда HD 48265 удалена от Солнца на 87.4 пк. Ее спектральный класс G5 IV/V , масса звезды оценивается в 0.93 массы Солнца, светимость – почти в 4 раза превышает солнечную. Звезда уже сошла с главной последовательности и начала эволюционировать в сторону превращения в красный гигант. Несмотря на почтенный возраст, содержание тяжелых элементов в ее составе в полтора раза превышает солнечное значение.
Минимальная масса (параметр m sin i ) планеты HD 48265 b – 1.3 массы Юпитера. Она обращается вокруг своей звезды по орбите с большой полуосью 1.3 а.е. и умеренным эксцентриситетом 0.24, и делает один оборот за 762 дня. Расстояние между планетой и звездой меняется от 0.99 а.е. в перицентре до 1.61 а.е. в апоцентре. Температурный режим планеты приблизительно меняется от температурного режима Меркурия до температурного режима Венеры (т.е. это теплый гигант).

Звезда HD 143361 удалена от Солнца на 59 пк. Ее спектральный класс G0 V, масса примерно равна массе Солнца, а светимость составляет 61% от солнечной светимости. Звезда отличается высоким содержанием тяжелых элементов – их в 2 раза больше, чем на Солнце.
Минимальная масса планеты HD 143361 b – 3.1 масс Юпитера. Она обращается вокруг своей звезды по слабоэллиптичной орбите на среднем расстоянии 2.1 а.е. и делает один оборот за 1086 суток. Расстояние между звездой и планетой меняется от 1.72 а.е. в перицентре до 2.48 а.е. в апоцентре. Температурный режим планеты примерно соответствует поясу астероидов в Солнечной системе.
От себя замечу, что звезда наблюдалась Магелланом в течение 4.5 лет, т.е. наблюдениями было охвачено несколько больше одного орбитального периода. А значит, возможно, перед нами не одна планета, а суперпозиция двух планет, находящихся на круговых орбитах и в орбитальном резонансе 1:2. Дальнейшие наблюдения покажут, насколько справедливо это предположение.

Информация получена: http://iopscience.iop.org/0004-637X/693/2/1424/pdf/0004-637X_693_2_1424.pdf

12 ноября 2008
Открыто пять новых экзопланет

Так называемая Женевская группа астрофизиков (Майор, Удри, Ловис и др. – коллеги и главные конкуренты т.н. Калифорнийской группы), занимающаяся поиском внесолнечных планет методом измерения лучевых скоростей родительских звезд с помощью спектрометра HARPS (Южно-Европейская Обсерватория, Чили), сообщила об открытии пяти новых внесолнечных планет и одного коричневого карлика. Сообщение об открытии появилось в Архиве электронных препринтов еще 26 октября, но только сейчас у меня дошли руки написать об этом (в связи с чем я приношу читателям сайта свои искренние извинения).
Спектрометр HARPS начал свою работу в октябре 2003 года. За это время были отслежены лучевые скорости около 2500 звезд, открыты десятки планет и коричневых карликов. Точность в определении лучевой скорости звезд с низкой хромосферной активностью составила 1.5-2 м/сек.

Звезда BD-17 0063 удалена от Солнца на 34.6 ± 1.5 пк. Ее спектральный класс K5 V, масса оценивается в 0.74 ± 0.03 солнечных масс, светимость – в 0.21 ± 0.02 светимости Солнца. Возраст звезды превышает 4 млрд. лет, содержание тяжелых элементов в ее составе сравнимо с солнечным. С 31 октября 2003 года по 5 июля 2008 года с помощью спектрометра HARPS было получено 26 спектров BD-17 0063 , из анализа которых был сделан вывод о наличии у звезды маломассивного спутника.
Минимальная масса планеты BD-17 0063 b (параметр m sin i) - 5.1 ± 0.12 масс Юпитера. Если наклонение орбиты этого объекта к лучу зрения окажется меньше 23 градусов, истинная масса объекта превысит 13 масс Юпитера, и он окажется не планетой, а коричневым карликом. Объект вращается вокруг своей звезды по эллиптичной орбите с эксцентриситетом 0.54 и делает один оборот за 655.6 ± 0.6 суток. Большая полуось его орбиты составляет 1.34 ± 0.02 а.е., из-за большого эксцентриситета расстояние между звездой и планетой меняется от 0.62 а.е. в перицентре до 2.06 а.е. в апоцентре, т.е. в 3.3 раза. Тепловой режим планеты меняется примерно от теплового режима Марса до теплового режима Юпитера.

Звезда HD 20868 удалена от Солнца на 48.9 ± 3.5 пк. Ее спектральный класс K3/4 IV, масса оценивается в 0.78 ± 0.03 солнечных масс, светимость – в 0.296 ± 0.04 светимости Солнца. Возраст звезды превышает 4 млрд. лет, содержание тяжелых элементов в ее составе сравнимо с солнечным. С 1 ноября 2003 года по 2 июля 2008 года HARPS сделал 48 замеров лучевой скорости этой звезды.
Минимальная масса планеты HD 20868 b - 1.99 ± 0.05 масс Юпитера. Она вращается вокруг своей звезды по орбите, чей эксцентриситет достигает 0.75 (что делает эту планету седьмой в списке известных планет с самым большим эксцентриситетом) и завершает один оборот за 380.85 ± 0.09 суток. Большая полуось орбиты этой планеты составляет 0.947 ± 0.012 а.е., расстояние между планетой и звездой меняется от 0.24 до 1.66 а.е., т.е. почти в 7 раз!

Звезда HD 73267 удалена от Солнца на 55 ± 3 пк. Ее спектральный класс G 5 V , масса равна 0.89 ± 0.03 солнечных масс, светимость – 0.78 ± 0.09 светимости Солнца. Возраст звезды грубо оценивается в 7.5 млрд. лет. С 27 ноября 2004 года по 31 мая 2008 года было сделано 39 замеров лучевой скорости HD 73267.
Минимальная масса планеты HD 73267 b составляет 3.06 ± 0.07 масс Юпитера. Она движется вокруг своей звезды по слабоэллиптичной орбите на среднем расстоянии 2.2 ± 0.025 а.е. и делает один оборот за 1260 ± 7 суток. Расстояние между планетой и звездой меняется от 1.63 а.е. в перицентре до 2.77 а.е. в апоцентре. Тепловой режим этой планеты соответствует поясу астероидов в Солнечной системе.

Звезда HD 145377 удалена от Солнца на 57.7 ± 3.0 пк. Ее спектральный класс G 3 V , масса оценивается в 1.12 ± 0.03 солнечных масс, светимость – в 1.56 ± 0.17 светимостей Солнца. С 21 июня 2005 года по 1 июля 2008 года было сделано 64 замера лучевой скорости этой звезды.
Минимальная масса планеты HD 145377 b - 5.76 ± 0.10 масс Юпитера. Если наклонение орбиты этого объекта к лучу зрения окажется меньше 26 градусов, истинная масса объекта превысит 13 масс Юпитера, и он окажется не планетой, а коричневым карликом. Объект вращается вокруг своей звезды по эллиптичной орбите с большой полуосью 0.45 а.е. и эксцентриситетом 0.3, и делает один оборот за 103.95 ± 0.13 суток. Тепловой режим этой планеты грубо соответствует тепловому режиму Меркурия.

И наконец, звезда HD 153950 удалена от Солнца на 49.6 ± 1.8 пк. Эта звезда ярче и горячее всех вышеперечисленных: ее спектральный класс F8 V, масса оценивается в 1.12 ± 0.03 солнечных масс, светимость – в 2.22 ± 0.17 светимости Солнца. Содержание тяжелых элементов в составе этой звезды сравнимо с солнечным, возраст звезды оценивается в 4.3 млрд. лет. С 1 августа 2003 года по 26 июня 2008 года было сделано 49 замеров лучевой скорости этой звезды.
Минимальная масса планеты HD 153950 b - 2.73 ± 0.05 масс Юпитера. Она вращается вокруг своей звезды по эллиптичной орбите с большой полуосью 1.28 ± 0.01 а.е. и эксцентриситетом 0.34, и делает один оборот за 499.4 ± 3.6 суток. Расстояние между планетой и звездой меняется от 0.84 а.е. в перицентре до 1.72 а.е. в апоцентре. Тепловой режим планеты меняется приблизительно от температурного режима Венеры до температурного режима Земли.

Информация получена: http://arxiv.org/abs/0810.4662

8 октября 2008
Мессенджер совершил второй облет Меркурия

6 октября 2008 года в 11.21 по московскому времени автоматическая межпланетная станция Мессенджер успешно совершила второй гравитационный маневр в поле притяжения Меркурия. Максимальное сближение произошло над ночной стороной планеты на расстоянии 200 км от ее поверхности.

Этот снимок Меркурия был сделан Мессенджером через полтора часа после максимального сближения с планетой с расстояния 27 тыс. км. Снимок сделан в фиолетовых лучах (длина волны 430 нм), разрешение снимка 5 км в пикселе.
Кредит изображения: http://messenger.jhuapl.edu/gallery/sciencePhotos/pics/CW0131775256F_web.png

На орбиту вокруг Меркурия Мессенджер выйдет в марте 2011 года.

Пресс-релиз: http://messenger.jhuapl.edu/news_room/MercuryFlyby2_FinalPressKit.pdf
О Мессенджере на форуме сайта "Новости Космонавтики"
О Мессенджере на форуме "Звездочет"

2 октября 2008
Новый транзитный гигант HAT-P-10 b оказался планетой WASP-11 b

Поскольку координаты транзитных горячих гигантов, открытых в рамках проекта SuperWASP и имеющих номера с 11 по 16, до сих пор не сообщаются, возможно переоткрытие этих планет другими группами, ведущими поиски экзопланет методом транзитов. Так, недавно открытая планета HAT-P-10 b оказалась планетой WASP-11 b.

26 сентября 2008
Открыт новый транзитный горячий гигант

Международная группа астрономов, работающих в рамках проекта HATNet, объявила об открытии нового транзитного горячего гиганта HAT-P-10 b.

Звезда HAT-P-10 (она же GSC 02340-01714) удалена от Солнца на 125 ± 6 пк. Ее эффективная температура 4980 ± 60К, спектральный класс К, масса оценивается в 0.82 ± 0.03 солнечных масс, светимость - примерно в 36% от светимости Солнца. Несмотря на почтенный возраст (он оценивается в 11.2 ± 4.1 млрд. лет), содержание тяжелых элементов в составе этой звезды немного превышает солнечное значение.

Истинная (не минимальная) масса планеты HAT-P-10 b - 0.460 ± 0.028 масс Юпитера, радиус составляет 1.045 +0.050/-0.033 радиуса Юпитера, что приводит к средней плотности планеты 0.498 ± 0.064 г/куб.см. Она вращается вокруг своей звезды по круговой орбите на расстоянии 0.044 ± 0.001 а.е. (~12 звездных радиусов) и делает один оборот за 3.72247 суток. Авторы оценивают температуру планеты в 1030К и отмечают ее сходство по многим параметрам с планетой OGLE-TR-111 b.
Судя по невысокой средней плотности, планета не имеет массивного ядра и состоит в основном из водорода и гелия.

Информация получена: http://arxiv.org/PS_cache/arxiv/pdf/0809/0809.4295v1.pdf

24 сентября 2008
Открыта новая двухпланетная система

Женевская группа (S. Udry, M. Mayor и др.) объявила об открытии двух планет-гигантов у сравнительно близкой звезды HD 60532. Открытие сделано методом измерения лучевых скоростей родительской звезды с помощью высокоточного спектрометра HARPS на Южно-Европейской Обсерватории в Чили.

Звезда HD 60532 удалена от Солнца на 25.7 пк. Ее спектральный класс F6 V, видимая звездная величина +4.45 (звезда видна невооруженным глазом в созвездии Корма), температура поверхности 6095К, светимость примерно в 9 раз превышает светимость Солнца. Масса звезды оценивается в 1.44 +0.03/-0.1 солнечных масс, возраст - в 2.7 ± 0.1 млрд. лет. HD 60532 удаляется от Солнца со скоростью 61 км/сек (при том, что средняя взаимная скорость звезд в окрестностях Солнца составляет 10-20 км/сек). Звезда отличается малой металличностью - тяжелых элементов в ее составе в 2.63 раза меньше, чем на Солнце.

Минимальная масса внутренней планеты HD 60532 b (параметр m sin i) - 1.03 ± 0.05 масс Юпитера. Она вращается вокруг своей звезды по эллиптичной орбите с большой полуосью 0.759 ± 0.001 а.е. и эксцентриситетом 0.28 ± 0.03, и делает один оборот за 201.3 ± 0.6 земных суток. Из-за заметного эксцентриситета расстояние между звездой и планетой меняется от 0.55 а.е. в перицентре до 0.97 а.е. в апоцентре.

Минимальная масса внешней планеты HD 60532 c - 2.46 ± 0.09 масс Юпитера. Она вращается вокруг своей звезды практически по круговой орбите на расстоянии 1.58 ± 0.02 а.е. и делает один оборот за 604 ± 9 суток. Планеты находятся в орбитальном резонансе 1:3.

Информация получена: http://fr.arxiv.org/PS_cache/arxiv/pdf/0809/0809.3862v1.pdf

19 сентября 2008
Открыта новая планета у далекого красного карлика

Большая международная группа ученых, занимающаяся изучением событий микролинзирования, объявила об открытии газового гиганта у маломассивной звезды галактического балджа.
Наблюдение богатого звездного поля в направлении галактического центра велись в рамках проекта МОА (Microlensing Observations in Astrophysics = Наблюдения микролинзирования в астрофизике). О событии микролинзирования MOA-2007-BLG-400 было объявлено 5 сентября 2007 года, за 5 дней до максимума кривой блеска. 7 сентября к наблюдениям подключилась мFUN (Microlensing Follow Up Network = Сеть слежения за событиями микролинзирования). В максимуме звезда-линза усилила блеск звезды-источника в 628 раз!

После тщательного изучения кривой блеска были обнаружены свидетельства наличия рядом со звездой-линзой планеты с массой, близкой к массе Юпитера. Сама звезда-линза, вероятнее всего, является маломассивной звездой галактического балджа. Ее расстояние от Солнца оценивается в 5.8 +0.6/-0.8 кпк. Это красный карлик с массой 0.30 +0.19/-0.12 солнечных масс. Масса новой планеты оценивается в 0.82 +0.52/-0.33 масс Юпитера, она удалена от своей звезды на 0.72 +0.38/-0.16 а.е. Из-за низкой светимости родительской звезды планета является очень холодным гигантом (ее эффективная температура оценивается авторами открытия в 103 +28/-26 К.
Альтернативным решением уравнений для данного события микролинзирования является "широкая модель", в которой звезду и планету разделяет расстояние 6.5 +3.2/-1.2 а.е. В этом случае эффективная температура планеты окажется еще ниже - 34 ± 9 К, и планета окажется ледяным гигантом.

Авторы открытия отмечают, что расстояние между звездой и планетой в первой, "близкой" модели (0.72 а.е.) оказывается близким к снеговой линии в данной системе (~0.81 а.е.), из чего они делают вывод, что "близкая модель" вероятнее и ожидаемее "широкой".

Кривая блеска события микролинзирования MOA-2007-BLG-400. Слева на шкале отмечены звездные величины, справа - величина усиления блеска звездой-линзой. На первый взгляд, звезда-линза является одиночной (верхний рисунок), но тщательное изучение кривой блеска показало, что рядом с ней есть планета. На нижнем рисунке горизонтальной синей линией показано решение для одиночной звезды, красной - для системы звезда + планета, голубыми кружками показаны данные наблюдений.

Информация получена: http://arxiv.org/PS_cache/arxiv/pdf/0809/0809.2997v1.pdf

15 сентября 2008
Открыты два газовых гиганта на эллиптичных орбитах

Калифорнийская группа (Пол Батлер, Дебра Фишер и др.) сообщила об открытии двух газовых гигантов, обнаруженных с помощью 6.5-метрового телескопа им. Магеллана (Чили). Обе планеты открыты методом измерения лучевых скоростей родительских звезд.

Звезда HD 154672 удалена от Солнца на 65.8 ± 4.8 пк. Ее спектральный класс G3 IV, масса оценивается в 0.97-1.17 масс Солнца (наиболее вероятное значение - 1.06 массы Солнца), радиус - в 1.18-1.37 солнечных радиусов (наиболее вероятное значение - 1.27 радиусов Солнца), светимость - в 1.88 светимостей Солнца. Эта звезда уже сошла с главной последовательности и начала эволюционировать в сторону превращения в красный гигант, ее возраст оценивается в 7-11 млрд. лет. Несмотря на такой почтенный возраст, содержание тяжелых элементов в составе звезды в 1.8 раза превышает солнечное значение.

Минимальная масса планеты HD 154672 b (параметр m sin i) оценивается в 4.61-5.36 масс Юпитера (наиболее вероятное значение - 4.96). Она вращается вокруг своей звезды по высокоэллиптичной орбите с большой полуосью 0.597 а.е. и эксцентриситетом 0.61 ± 0.03, и делает один оборот за 163.94 ± 0.01 суток. Из-за высокого эксцентриситета расстояние между планетой и звездой меняется от 0.23 а.е. в перицентре до 0.96 а.е. в апоцентре, т.е. в 4 раза. Если наклонение орбиты i меньше 22 градусов, то перед нами не планета, а коричневый карлик.

Звезда HD 205739 удалена от Солнца на 90.3 ± 9.1 пк. Ее спектральный класс F7 V, масса оценивается в 1.22 массы Солнца, радиус в 1.33 солнечных радиуса, светимость в 2.3 раза превышает светимость Солнца. Содержание тяжелых элементов в составе этой звезды немного превышает солнечное значение, возраст оценивается в 2.3 млрд. лет.

Минимальная масса планеты HD 205739 b составляет 1.37 ± 0.08 масс Юпитера. Она вращается вокруг своей звезды по орбите с большой полуосью 0.896 ± 0.015 а.е. и эксцентриситетом 0.27 ± 0.07, и делает один оборот за 279.8 ± 0.1 суток. Из-за значительного эксцентриситета расстояние между планетой и звездой меняется от 0.66 а.е. в перицентре до 1.14 а.е. в апоцентре. Температурный режим планеты меняется примерно от температурного режима Меркурия до температурного режима Венеры.
Авторами открытия обнаружен дополнительный дрейф лучевой скорости звезды, что говорит о наличии в системе еще одного тела на внешней орбите.

Информация получена: http://iopscience.iop.org/1538-3881/136/5/1901/pdf/1538-3881_136_5_1901.pdf

4 сентября 2008
Открыт газовый гигант у близкой красной звезды

После двухмесячного перерыва калифорнийская группа порадовала нас новым открытием. С помощью наблюдений на Англо-Австралийском телескопе (AAT) методом измерения лучевых скоростей была открыта долгопериодичная планета у близкого красного карлика GJ 832.

Звезда GJ 832 (она же HD 204961, она же HIP 106440) удалена от Солнца на 4.93 пк. Таким образом, она становится четвертой по удаленности от Солнца звездой, обладающей планетной системой (после эпсилон Эридана, GJ 674 и Gliese 876). Ее спектральный класс M1.5 V, радиус составляет 0.48 радиусов Солнца, а масса оценивается в 0.45 ± 0.05 солнечных масс. Светимость звезды близка к 2.65% от светимости Солнца. GJ 832 отличается сравнительно малой металличностью - тяжелых элементов в составе ее вещества примерно в 2 раза меньше, чем на Солнце.

Минимальная масса (параметр m sin i) планеты GJ 832 b - 0.64 ± 0.06 масс Юпитера. Она вращается вокруг своей звезды по слабоэллиптичной орбите с большой полуосью 3.4 ± 0.4 а.е. и делает один оборот за 3416 ± 131 суток (9.36 ± 0.36 лет). Тепловой режим планеты грубо соответствует тепловому режиму Урана.

Авторы открытия отмечают, что планета GJ 832 b является интересным кандидатом для астрометрического подтверждения. Параметр a sin i равен для нее 0.95", что сравнимо с аналогичным параметром планеты эпсилон Эридана b, для которой в 2006 году уже было получено астрометрическое подтверждение. Астрометрические наблюдения позволят определить наклонение орбиты i и точную массу планеты.

Информация получена: http://arxiv.org/PS_cache/arxiv/pdf/0809/0809.0172v1.pdf

10 июля 2008
Новые сведения о трехпланетной системе HD 40307

26 июня я уже писала об открытии трех планет в системе HD 40307. Несколько дней назад в Библиотеке электронных препринтов появилась оригинальная статья авторов открытия, где авторы подробно описали как саму звезду, так и ее планетную систему. Приятно, что расчеты "на коленке" дали весьма близкие к реальности результаты.

Итак, звезда HD 40307 удалена от Солнца на 12.8 ± 0.1 пк. Ее спектральный класс K2.5 V, температура поверхности 4977 ± 59 К, светимость составляет 23% от светимости Солнца. Масса звезды оценивается в 0.77 ± 0.05 солнечных масс. Интересно, что тяжелых элементов в составе этой звезды в 2 раза меньше, чем на Солнце. Звезда делает один оборот вокруг своей оси примерно за 48 суток.

HD 40307 наблюдалась с помощью спектрографа HARPS в течение 4.5 лет. За это время было сделано 135 точных замеров лучевой скорости звезды. Точность измерений лучевой скорости достигала 0.32 м/сек!
Орбиты всех трех планет действительно оказались круговыми (в пределах ошибок измерений). Большие полуоси орбит оказались равными 0.047 а.е., 0.081 а.е. и 0.134 а.е. соответственно. Кроме того, был обнаружен небольшой дополнительный дрейф лучевой скорости звезды, говорящий о присутствии в системе четвертого тела (а может, и нескольких).
Наблюдения системы HD 40307 с помощью ИК-телескопа им. Спитцера не показали избытка инфракрасного излучения на волнах 10-40 мкм. Это означает, что заметного астероидного пояса в системе нет. Авторы полны оптимизма и собираются продолжить наблюдения этой очень интересной системы.

7 июля 2008
Открыты три массивных планеты у звезд - красных гигантов

Группа японских астрономов под руководством Сато (Bun’ei Sato) объявила об открытии трех массивных планет у трех звезд красных гигантов 14 Андромеды, 6 Рыси и 81 Кита. Все эти звезды на пределе видимости видны невооруженным глазом.
Открытие сделано методом измерения лучевых скоростей родительских звезд. С 2001 года на Астрофизической обсерватории Окаяма (ОАО) ученые из группы Сато наблюдали около 300 гигантов спектральных классов G и K. Точность измерения лучевой скорости звезд достигала 2 м/сек.

Звезда 14 Андромеды (она же HD 221345, она же HR 8930, она же HIP 116076) удалена от Солнца на 76.4 ± 4 пк. Это красный гигант спектрального класса K0 III, видимой звездной величины 5.22 и светимости 58 солнечных. Авторы открытия оценили температуру его поверхности в 4813 К и радиус - в 11 ± 1 радиусов Солнца. Масса звезды оценивается в 2.2 массы Солнца. Металличность звезды сравнительно невелика: [Fe/H] = -0.24 (т.е. тяжелых элементов в составе этой звезды примерно 58% от солнечного содержания). Будучи на главной последовательности, звезда имела спектральный класс А.

Минимальная масса планеты 14 And b (параметр m sin i) составляет 4.8 масс Юпитера. Она вращается вокруг своей звезды по круговой орбите на расстоянии 0.83 а.е. и делает один оборот за 185.84 ± 0.23 суток. По тепловому режиму это очень теплый гигант (R/Rэф = 0.11).

Звезда 6 Рыси (она же HD 45410, она же HR 2331, она же HIP 31039) удалена от Солнца на 57 ± 2.5 пк. Эта звезда также уже покинула главную последовательность и начала эволюционировать в сторону превращения в красный гигант. Ее спектральный класс K0 IV, видимая звездная величина 5.86. Светимость звезды в 15, а радиус в 5.2 раза превышает светимость и радиус Солнца. Масса звезды оценивается в 1.7 солнечных масс.

Минимальная масса планеты 6 Lyb b - 2.4 массы Юпитера. Планета вращается вокруг своей звезды по слабоэллиптической орбите с эксцентриситетом 0.134 ± 0.05, большой полуосью 2.2 а.е. и делает один оборот за 899 ± 19 земных суток. Расстояние от планеты до звезды меняется от 1.91 а.е. в перицентре до 2.49 а.е. в апоцентре. По тепловому режиму планета является теплым гигантом (R/Rэф = 0.57).

Звезда 81 Кита (она же HD 16400, она же HR 771, она же HIP 12247) удалена от Солнца на 97 ± 9 пк. Это желтый гигант спектрального класса G5 III светимостью 60 солнечных, ее радиус в 11 раз превышает радиус Солнца, а масса оценивается в 2.4 солнечных масс. Содержание солнечных элементов в составе этой звезды близко к солнечному значению.

Минимальная масса планеты 81 Cet b (параметр m sin i) составляет 5.3 масс Юпитера. Планета вращается вокруг своей звезды по эллиптичной орбите с большой полуосью 2.5 а.е., эксцентриситетом 0.206 ± 0.03, и делает один оборот за 952.7 ± 8.8 суток. Расстояние от планеты до звезды меняется от 1.99 а.е. в перицентре до 3.01 а.е. в апоцентре. Тепловой режим планеты грубо соответствует тепловому режиму Меркурия.

Авторы открытия отмечают, что новые планеты прекрасно укладываются в уже подмеченную закономерность для планет звезд умеренной массы (1.8-3 масс Солнца): они массивны и расположены на достаточно широких орбитах. Причины отсутствия у таких звезд планет ближе ~ 0.7 а.е. пока не ясны.

1 июля 2008
Открыт новый транзитный горячий гигант

Международная группа астрономов, работающих в рамках проекта HATNet, объявила об открытии нового транзитного горячего гиганта HAT-P-9 b.

Звезда HAT-P-9 (она же GSC 02463-00281) удалена от Солнца на 480 ± 60 пк. Звезда достаточно тусклая (видимая звездная величина +12.3), поэтому ее спектральный класс определен неточно - как поздний F. Авторы открытия оценили ее поверхностную температуру в 6350 ± 150К, массу в 1.28 ± 0.13 масс Солнца, светимость в 2.2-3 светимости Солнца (вероятнее всего, 2.57) и возраст в 0.2-3.4 млрд. лет.

Планета HAT-P-9 b вращается вокруг своей звезды по круговой орбите на расстоянии 0.053 ± 0.002 а.е. и делает один оборот за 3.9229 суток. Ее истинная (не минимальная) масса равна 0.78 ± 0.09 масс Юпитера, радиус - 1.40 ± 0.06 радиусов Юпитера, что приводит к средней плотности 0.35 ± 0.06 г/куб.см и второй космической скорости 45 ± 3 км/сек. Авторы открытия оценивают эффективную температуру планеты в 1530 ± 40К.

Параметры новой планеты (показана красным кружком) в сравнении с другими транзитными планетами. На верхнем графике показана зависимость радиуса транзитных планет от их массы, пунктирным линиям соответсвуют средние плотности 0.3; 0.7 и 1.5 г/куб.см. Видно, что планета HAT-P-9 b относится к неплотным горячим гигантам, хотя и не является здесь рекордсменом.
На нижнем графике показана зависимость масс транзитных планет от их орбитального периода.

Информация получена: http://iopscience.iop.org/0004-637X/690/2/1393/pdf/0004-637X_690_2_1393.pdf

27 июня 2008
Еще одна планетная система с горячим нептуном

Женевская группа продолжает нас радовать открытиями маломассивных планет у ближайших звезд. На этот раз была открыта планетная система у звезды HD 181433, включающая в себя очень теплый нептун и планету-гигант, аналогичную нашему Юпитеру.

Звезда HD 181433 удалена от Солнца на 26 ± 1 пк. Ее спектральный класс K3 IV, видимая звездная величина 8.38, что для расстояния 26 пк приводит к абсолютной звездной величине +6.29, болометрической абсолютной звездной величине +5.99 и светимости 0.33 светимости Солнца. Радиус эффективной земной орбиты в этой системе расположен примерно на расстоянии 0.58 а.е. от звезды. Точное значение массы звезды не сообщается, но по светимости звезды и спектральному классу ее можно оценить в ~0.8 масс Солнца.

Минимальная масса внутренней планеты HD 181433 b равна 0.0238 масс Юпитера или 7.6 масс Земли, орбитальный период 9.37 суток. Это все, что сообщают о планете авторы открытия. Однако оценив массу звезды, по закону Кеплера можно оценить и расстояние от планеты до звезды. Для HD 181433 b оно составляет 12.1 млн.км или 0.08 а.е. (в случае, если эксцентриситет орбиты близок к нулю)

Минимальная масса внешней планеты HD 181433 c (параметр m sin i) составляет 0.72 массы Юпитера, орбитальный период 1024 суток. По закону Кеплера большая полуось ее орбиты равна 1.84 а.е. С учетом меньшей, чем у Солнца, светимости родительской звезды, планета оказывается за снеговой линией в области очень холодных планет (a/Rэф = 3.17)

26 июня 2008
В одной планетной системе открыто 3 суперземли!

В Энциклопедии внесолнечных планет появились сведения о новой планетной системе HD 40307, включающей в себя целых три планеты с минимальной массой меньше 10 масс Земли! Планеты открыты европейскими астрономами (так называемой женевской группой) методом измерения лучевых скоростей родительской звезды.

Звезда HD 40307 удалена от Солнца на 12.8 ± 1 пк. Ее спектральный класс К2.5 V, видимая звездная величина 7.17, что для расстояния 12.8 пк соответствует абсолютной звездной величине +6.63, болометрической звездной величине +6.33 и светимости 24% от светимости Солнца. Точное значение массы звезды не сообщается, но по светимости звезды и спектральному классу ее можно оценить в 0.78 масс Солнца. Радиус эффективной земной орбиты в этой системе - примерно 0.49 а.е.

Минимальная масса внутренней планеты HD 40307 b (параметр m sin i) - всего 4.2 массы Земли, орбитальный период - 4.31 суток. Это все, что про нее сообщают авторы открытия. Однако, предположив, что орбита этой планеты круговая (что из-за близости к звезде и действия мощных приливных сил весьма вероятно), по закону Кеплера можно получить и расстояние от планеты до звезды - 0.048 а.е. Наверняка она захвачена приливными силами в резонанс 1:1 и повернута к звезде только одной стороной. Температура дневного полушария планеты превышает 1000К и, возможно, поверхность планеты покрыта лавовыми морями.

Минимальная масса средней планеты HD 40307 c - 6.9 масс Земли, орбитальный период - 9.62 суток. В предположении нулевого эксцентриситета расстояние от планеты до звезды составит 0.081 а.е. По температурному режиму эта планета попадает в область очень теплых планет. Скорее всего, она тоже повернута к своей звезде только одной стороной.

Минимальная масса внешней планеты HD 40307 d - 9.2 массы Земли. Это уже не планета земного типа, а скорее легкий нептун с мощной атмосферой из водорода и гелия с примесью азота, метана и водяного пара. Орбитальный период внешней планеты равен 20.45 суток, что соответствует орбитальному расстоянию 0.135 а.е. Температурный режим этой планеты оказывается близок к температурному режиму Меркурия.

Обращает на себя внимание компактность планетной системы HD 40307. Три довольно массивные планеты оказываются сконцентрированы в области, гораздо меньшей той, что очерчена орбитой Меркурия! Это говорит о большом разнообразии планетных систем.

25 июня 2008
Открыта новая планетная система с горячим нептуном

В Энциклопедии внесолнечных планет появились сведения о новой планетной системе HD 47186, включающей в себя две планеты. Планеты открыты европейскими астрономами (так называемой женевской группой) методом измерения лучевых скоростей родительской звезды.

Звезда HD 47186 удалена от Солнца на 37.8 ± 1.5 пк. Ее спектральный класс G6 V, видимая звездная величина 7.8, она чуть легче и слабее Солнца (светимость составляет ~90% солнечной). Точное значение массы звезды не сообщается, но по светимости звезды и спектральному классу ее можно оценить в 0.95 массы Солнца.

Внутренняя планета системы - горячий нептун HD 47186 b. Его минимальная масса (параметр m sin i) составляет 0.0717 масс Юпитера, или 22.8 масс Земли, орбитальный период 4.08 суток. Если предположить, что эксцентриситет орбиты планеты близок к нулю (что весьма вероятно из-за скругления орбиты приливными силами), то по закону Кеплера можно оценить расстояние от планеты до звезды - оно равно 7.36 млн. км или 0.049 а.е.

Минимальная масса внешней планеты HD 47186 c составляет 0.35 масс Юпитера, что близко к массе Сатурна. Орбитальный период составляет 1354 суток, или 3.7 года. О величине большой полуоси орбиты этой планеты не сообщается, но по закону Кеплера ее можно оценить в 353 млн. км или 2.35 а.е. Температурный режим этой планеты соответствует поясу астероидов в Солнечной системе.

24 июня 2008
Открыта массивная планетная система у красного гиганта

Группа польских астрономов объявила об открытии двух массивных планет у красного гиганта HD 102272. Открытие сделано методом измерения лучевых скоростей родительской звезды на телескопе им. Хобби-Эберли (Hobby-Eberly Telescope, HET).

Звезда HD 102272 удалена от Солнца на 360 ± 90 пк. Ее спектральный класс K0, видимая звездная величина 8.71, температура поверхности 4908 ± 35К. Из-за большой неопределенности в расстоянии до звезды ее радиус также определяется с большой погрешностью - 10.1 ± 4.6 радиусов Солнца. Светимость звезды можно грубо оценить в 28-78 светимостей Солнца (для расстояния 360 пк - 49 светимостей Солнца). Массу звезды авторы открытия оценивают в 1.9 ± 0.3 массы Солнца. Будучи на главной последовательности, звезда имела спектральный класс А.

Планета HD 102272 b весьма массивна - ее минимальная масса (параметр m sin i) составляет 5.9 ± 0.2 масс Юпитера. Если наклонение орбиты этой планеты к лучу зрения меньше 27 градусов, объект будет не планетой, а коричневым карликом. HD 102272 b движется вокруг своей звезды по слабоэллиптичной орбите с большой полуосью 0.61 а.е. и делает один оборот за 127.6 ± 0.3 земных суток. Несмотря на достаточно широкую орбиту, по своему тепловому режиму планета является горячим гигантом.

В противоположность внутренней планете, внешняя планета HD 102272 c движется по орбите с эксцентриситетом 0.68, в перицентре своей орбиты приближаясь к звезде до 0.50 а.е., а в апоцентре удаляясь на 2.64 а.е. Ее минимальная масса - 2.6 ± 0.4 масс Юпитера, орбитальный период - 520 ± 26 суток. От себя скажу, что высокий эксцентриситет внешней планеты может быть кажущимся - поскольку точные измерения лучевой скорости звезды производились в течение 3 лет (что всего в 2 раза больше орбитального периода внешней планеты), соответствующее изменение лучевой скорости звезды может быть вызвано совместным влиянием нескольких внешних планет с умеренным эксцентриситетом.

Авторы открытия отмечают, что орбита внутренней планеты (большая полуось 0.61 а.е.) оказывается самой компактной среди всех известных планет у бывших А-звезд. По своим массам новые планеты укладываются в уже подмеченную закономерность: у бывших А-звезд (массой 1.7-3.5 масс Солнца) планеты массивны и движутся по широким орбитам.

Информация получена: http://iopscience.iop.org/0004-637X/693/1/276/pdf/0004-637X_693_1_276.pdf

3 июня 2008
Открыта самая легкая планета у самой холодной звезды

Большая (список авторов содержит 47 фамилий!) международная группа астрономов, изучающих события микролинзирования, объявила об открытии наиболее маломассивной экзопланеты из всех, известных на данный момент (за исключением планет пульсара PSR 1257+12).

Событие микролинзирования наблюдалось 24 мая 2007 года и получило название MOA-2007-BLG-192. К сожалению, покрытие наблюдениями кривой блеска оказалось неполным (наблюдения во время максимума блеска из-за плохой погоды провести не удалось). Отсюда - очень большие погрешности в определении масс центральной звезды и планеты, а также орбитальных параметров этой системы.

На верхнем рисунке - кривая блеска события микролинзирования MOA-2007-BLG-192 (по горизонтали отложены юлианские дни, по вертикали - усиление блеска). Красными и синими точками показаны наблюдательные данные, полученные в рамках проектов MOA и OGLE, черная линия - теоретическая кривая, наилучшим образом описывающая эти данные.
На нижнем рисунке - то же, но с бОльшим временным разрешением. Видно, что из-за отсутствия наблюдательных данных в максимуме блеска оказались возможны разные варианты поведения кривой блеска и, соответственно, разные значения масс звезды-линзы и ее планеты.

Итак, звезда-линза оказалась маломассивным объектом с массой ~ 0.06 масс Солнца. Это очень приблизительная оценка - истинная масса звезды-линзы может лежать в интервале 0.024 - 0.128 масс Солнца. Иначе говоря, объект может оказаться как коричневым карликом, так и маломассивной звездой главной последовательности типа Проксимы Центавра. Средняя масса планеты грубо оценивается в 3.3 массы Земли (но строго лежит в интервале от 1 до 18 масс Земли). Расстояние от звезды до планеты (в проекции на небесную сферу) оценивается в 0.62 а.е. (но строго лежит в интервале 0.33 - 1.14 а.е.) Расстояние до системы грубо оценивается в 1 кпк.

По температурному режиму планета MOA-2007-BLG-192 L b является ледяной (ледяной землей или ледяным нептуном - в случае, если ее масса превышает 7 масс Земли).

27 мая 2008
Феникс успешно сел на поверхность Марса

Вчера, 26 мая, в 3.53 утра по московскому времени, американский автоматический зонд Феникс совершил успешную посадку в северной полярной области Марса.

Феникс был запущен 4 августа 2007 года. Его целью является исследование "марсианской Арктики" - приполярной области Красной планеты, где в 2002 году американским космическим аппаратом "Марс Одиссей" были обнаружены мощные залежи водяного льда. В числе прочего, Феникс займется изучением эволюции климата и обитаемости приполярных равнин.
В отличие от роверов Спирит и Оппртунити Феникс не имеет колес, он не будет двигаться по поверхности Марса. Феникс несет на себе 7 научных инструментов:
- метеостанцию (Meteorological Station) - которая займется изучением атмосферы (температурой, давлением), измерением скорости ветра и запыленности воздуха над аппаратом;
- оптическую систему (Surface Stereoscopic Imager) - которая снимет полную панораму места посадки, а также будет наблюдать за грунтовыми работами и состоянием атмосферы;
- механическую руку (Robotic arm), снабженную камерой механической руки (Robotic arm camera). Они предназначены для копания (бурения) грунта и изучения его состава. Длина механической руки составляет 2.35 м, она может двигаться вперед-назад, вправо-влево, вверх и вниз и совершать круговые движения;
- модуль TEGA (Thermal and Evolved Gas Analyzer) - который займется изучением химического состава марсианского грунта. Он состоит из 8 одноразовых "печек", способных медленно нагревать образцы почвы до 1000 градусов. В процессе нагревания измеряется теплоемкость образца и химический состав выделяющихся газов;
- модуль MECA (Microscopy, Electrochemistry, and Conductivity Analyzer) - который включает в себя оптический и атомный микроскопы для изучения микроскопического изображения марсианского грунта. Разрешение оптического микроскопа - 4 мкм, атомного - 10 нм. Помимо этого в состав MECA входит инструмент для химического анализа растворенных в воде образцов грунта. Подобный метод исследования позволяет определять pH полученного раствора, а также выявлять наличие кислорода, углекислого газа, хлоридов, бромидов и сульфатов.

Расчетное время работы зонда - 3 месяца. В любом случае, примерно через полгода начнется полярная осень, аппарат покроется толстым слоем углекислотного снега и замерзнет навсегда.

Один из первых снимков с Феникса - приполярная марсианская равнина.

О Фениксе на форуме Новости Космонавтики
О Фениксе на форуме "Звездочет"

26 мая 2008
С помощью спутника COROT открыты два новых транзитных горячих гиганта

На симпозиуме, прошедшем в Бостоне и посвященном транзитным экзопланетам, А.Баглин (A. Baglin) объявил об открытии еще двух транзитных экзопланет и одного коричневого карлика массой 20.2 масс Юпитера, обнаруженных спутником COROT. К сожалению, координаты планет пока не сообщаются.

Звезда CoRoT-4 имеет спектральный класс F0 V и видимую звездную величину 13.7. Ее масса оценивается в 1.1 массы Солнца, возраст близок к 1 млрд. лет. Металличность звезды в пределах ошибок измерений равна солнечной. На данный момент это самая горячая звезда, рядом с которой была обнаружена планета.
Считая звезду CoRoT-4 типичной звездой главной последовательности, можно грубо оценить расстояние до нее в 950-1800 пк.

Масса планеты CoRoT-4 b оценивается в 0.73 ± 0.1 масс Юпитера, радиус - в 1.17 -0.035/+0.075 радиусов Юпитера, что приводит к средней плотности 0.60 ± 0.12 г/куб.см и второй космической скорости 47.6 ± 3.4 км/сек. Планета вращается вокруг своей звезды по круговой (в пределах ошибок измерений) орбите на расстоянии 0.093 ± 0.0024 а.е. (около 14 млн. км) и делает один оборот за 9.202 суток.

Про звезду CoRoT-5 известно еще меньше. Ее спектральный класс F9 V, видимая звездная величина 14, масса близка к массе Солнца.

Масса планеты CoRoT-4 b - 0.86 масс Юпитера, радиус - 1.2 радиуса Юпитера, что приводит к средней плотности 0.66 г/куб.см и второй космической скорости 51 км/сек. Орбитальный период - 4 суток. Считая орбиту круговой (пока о ней нет данных), по закону Кеплера можно оценить расстояние от планеты до звезды - 0.049 а.е.
Обе новые планеты являются горячими гигантами.

21 мая 2008
Открыт новый транзитный горячий гигант

Международная группа ученых под руководством P. R. McCullough (МакКалло?), работающих в рамках проекта XO, объявила об открытии нового транзитного горячего гиганта XO-4 b.

Звезда XO-4 (она же GSC 03793-01994) удалена от Солнца на 293 ± 19 пк, ее спектральный класс F5 V, масса оценивается в 1.32 ± 0.02 масс Солнца, светимость в 3.75 раза превышает солнечную. Возраст звезды оценивается в 2.1 ± 0.6 млрд. лет.

Планета XO-4 b, как и XO-5 b - типичный горячий гигант. Его истинная (не минимальная) масса оценивается в 1.72 ± 0.20 масс Юпитера, радиус - в 1.34 ± 0.05 радиусов Юпитера, что приводит к средней плотности 0.95 ± 0.15 г/куб.см. и второй космической скорости 68 ± 4 км/сек. Планета вращается вокруг своей звезды по круговой орбите на расстоянии 0.0555 ± 0.001 а.е. (около 8.3 млн. км) и делает один оборот за 4.125 земных суток.

Информация получена: http://fr.arxiv.org/PS_cache/arxiv/pdf/0805/0805.2921v1.pdf

20 мая 2008
Открыт новый транзитный горячий гигант

Международная группа ученых, работающих в рамках проекта XO, объявила об открытии нового транзитного горячего гиганта XO-5 b.

Звезда XO-5 (она же GSC 02959-00729) удалена от Солнца на 270 ± 25 пк, ее спектральный класс G8 V, масса и светимость близки к солнечным. Возраст звезды оценивается в 8.5 ± 0.8 млрд. лет. Несмотря на преклонный возраст, XO-5 довольно богата тяжелыми элементами (их в полтора раза больше, чем на Солнце).

Планета XO-5 b - типичный горячий гигант. Его истинная (не минимальная) масса оценивается в 1.15 ± 0.08 масс Юпитера, радиус - в 1.15 ± 0.12 радиусов Юпитера, что приводит к средней плотности 1.0 ± 0.3 г/куб.см. и второй космической скорости 60 ± 3 км/сек. Планета вращается вокруг своей звезды по круговой орбите на расстоянии 0.0508 ± 0.0005 а.е. (около 7.6 млн. км) и делает один оборот за 4.187732 ± 0.00002 земных суток. Авторы открытия оценивают эффективную температуру планеты в 1244 ± 48 K.

Информация получена: http://fr.arxiv.org/PS_cache/arxiv/pdf/0805/0805.2399v1.pdf

8 мая 2008
Открыта новая экзопланета

Группа европейских ученых, занимающихся поиском внесолнечных планет с помощью высокоточных спектрографов ELODIE, CORALIE и SOPHIE, объявила об открытии новой экзопланеты - HD 45652 b.

Звезда HD 45652 удалена от Солнца на 36 ± 2 пк. В базе данных SIMBAD спектральный класс этой звезды определен как K5, однако авторы открытия определили его как G8-K0 (температура поверхности 5312 ± 68 К). Звезда отличается повышенным содержанием тяжелых элементов - их в 2 раза больше, чем на Солнце. Масса HD 45652 оценивается в 0.83 солнечных масс, светимость - в 62% светимости Солнца.

Минимальная масса планеты HD 45652 b (параметр m sin i) составляет 0.47 масс Юпитера. Она обращается вокруг своей звезды по эллиптичной орбите (эксцентриситет ~ 0.38) с большой полуосью 0.23 а.е. и делает один оборот за 43.6 суток. Из-за высокого эксцентриситета расстояние между планетой и звездой меняется от 0.14 а.е. в перицентре до 0.32 а.е. в апоцентре. Температурный режим планеты грубо соответствует температурному режиму Меркурия.

Авторы открытия отмечают, что эта планета попадает в область "провала" (понижения количества планет с орбитальными периодами в интервале между 10 и 100 суток). Причина недостаточного количества планет с орбитальными периодами от 10 до 100 суток пока не ясна.

Информация получена: http://www.aanda.org/articles/aa/pdf/2008/31/aa09402-08.pdf

4 апреля 2008
Командой SuperWASP открыто десять новых транзитных экзопланет!

Проект SuperWASP основан на работе двух автоматических обсерваторий, каждая из которых состоит из 8 телескопов. Северная обсерватория расположена на острове Ла Пальма (Канарские острова) вблизи северного побережья Африки, южная - на юге Африки, обе они покрывают наблюдениями всю небесную сферу. Поиск планет производится методом транзитов, т.е. прохождений планеты по диску своей звезды.

Одна из обсерваторий-роботов, занятых в проекте SuperWASP. Начиная с начала работы проекта (в 2004 году) в рамках проекта было обнаружено 15 транзитных экзопланет (все - горячие гиганты).
Кредит изображения: http://www.universetoday.com/2008/04/01/superwasp-are-super-planet-finding-observatories/

И вот 1 апреля на сайте SuperWasp появились сведения о десяти (!) новых транзитных экзопланетах. К сожалению, координаты новых планет пока не сообщаются.

Звезда WASP-6 удалена от Солнца на 307 пк. Ее спектральный класс G8, видимая звездная величина 12.4, светимость составляет 86% светимости Солнца.
Масса планеты WASP-6 b оценивается в 1.40 масс Юпитера, радиус - в 1.45 радиусов Юпитера, что приводит к средней плотности 0.61 г/куб.см и второй космической скорости 59 км/сек. Планета вращается вокруг своей звезды на расстоянии 0.0439 а.е. (6.6 млн.км) и делает один оборот за 3.36 суток. Авторы открытия оценивают температуру планеты в 1700К.

Звезда WASP-7 расположена ближе: она удалена от Солнца на 150 пк. Ее спектральный класс F6, видимая звездная величина 9.7, светимость в 2.5 раза превосходит светимость Солнца.
Масса планеты WASP-7 b оценивается 1.40 масс Юпитера, радиус - в 0.91 радиуса Юпитера, что приводит к средней плотности 2.46 г/куб.см и второй космической скорости 74.6 км/сек. Планета вращается вокруг своей звезды на расстоянии 0.0568 а.е. (8.5 млн.км) и делает один оборот за 4.95 суток. Весьма вероятно, что сравнительно высокая средняя плотность этой планеты объясняется высокой долей тяжелых элементов в ее составе. Авторы открытия оценивают температуру планеты в 1800К.

Звезда WASP-8 из всех новых планет расположена ближе всего: она удалена от Солнца всего на 49 пк. Ее спектральный класс G6, видимая звездная величина 9.9, светимость составляет 22% светимости Солнца.
Про массу планеты WASP-8 b сведений нет. Ее радиус оценивается в 1.28 радиусов Юпитера. Планета вращается вокруг своей звезды на расстоянии 0.0793 а.е. (11.9 млн.км) и делает один оборот за 8.16 суток. Авторы открытия оценивают температуру планеты в 1300К.

Звезда WASP-9 удалена от Солнца на 150 пк. Ее спектральный класс G0, видимая звездная величина 10.2, светимость в полтора раза превышает светимость Солнца.
Масса планеты WASP-9 b оценивается в 2.30 масс Юпитера, радиус - в 1.30 радиусов Юпитера, что приводит к средней плотности 1.38 г/куб.см и второй космической скорости 80 км/сек. Планета вращается вокруг своей звезды на расстоянии 0.0311 а.е. (4.7 млн.км) и делает один оборот за 1.99 суток. Авторы открытия оценивают температуру планеты в 2400К.
(Примечание от 25 сентября 2009 года. Открытие планеты WASP-9 не подтвердилось.)

Звезда WASP-10 удалена от Солнца на 92 пк. Ее спектральный класс K5, видимая звездная величина 12.5, светимость в 8 раз ниже светимости Солнца.
Масса планеты WASP-10 b оценивается в 3.13 масс Юпитера, радиус - в 1.16 радиусов Юпитера, что приводит к средней плотности 2.65 г/куб.см и второй космической скорости 99 км/сек. Планета вращается вокруг своей звезды на расстоянии 0.0605 а.е. (9 млн.км) и делает один оборот за 3.09 суток. Авторы открытия оценивают температуру планеты в 1000К.

Звезда WASP-11 удалена от Солнца на 89 пк. Ее спектральный класс K3, видимая звездная величина 11.9, светимость составляет 15% от светимости Солнца.
Масса планеты WASP-11 b оценивается в 0.47 масс Юпитера, радиус - в 0.94 радиуса Юпитера, что приводит к средней плотности 0.75 г/куб.см и второй космической скорости 42.5 км/сек. Планета вращается вокруг своей звезды на расстоянии 0.047 а.е. (7 млн.км) и делает один оборот за 3.72 суток. Авторы открытия оценивают температуру планеты в 1100К.

Звезда WASP-12 удалена от Солнца на 267 пк. Ее спектральный класс G0, видимая звездная величина 11.7, светимость на 24% превосходит светимость Солнца.
Масса планеты WASP-12 b оценивается в 1.12 масс Юпитера, радиус - в 1.68 радиуса Юпитера, что приводит к средней плотности 0.3 г/куб.см и второй космической скорости 49 км/сек. Планета вращается вокруг своей звезды на расстоянии 0.0207 а.е. (3.1 млн.км) и делает один оборот за 1.09 суток.Авторы открытия оценивают температуру планеты в 2400К.

Звезда WASP-13 удалена от Солнца на 156 пк. Ее спектральный класс F9, видимая звездная величина 10.7, светимость близка к светимости Солнца.
Масса планеты WASP-13 b оценивается в 0.37 масс Юпитера, радиус - в 1.03 радиуса Юпитера, что приводит к средней плотности 0.45 г/куб.см и второй космической скорости 36 км/сек. Планета вращается вокруг своей звезды на расстоянии 0.0522 а.е. (7.8 млн.км) и делает один оборот за 4.35 суток.Авторы открытия оценивают температуру планеты в 1900К. Из-за низкой скорости убегания планета наверняка в хорошем темпе теряет атмосферу.

Звезда WASP-14 удалена от Солнца на 175 пк. Ее спектральный класс F5, видимая звездная величина 9.9, светимость в 2.8 раза превосходит светимость Солнца.
Масса планеты WASP-14 b оценивается в 7.77 масс Юпитера, радиус приблизительно равен радиусу Юпитера, что приводит к средней плотности 10.3 г/куб.см и второй космической скорости 168 км/сек. Планета вращается вокруг своей звезды на расстоянии 0.0335 а.е. (5 млн.км) и делает один оборот за 2.24 суток.Авторы открытия оценивают температуру планеты в 2800К (это температура маломассивной звезды!)

Звезда WASP-15 удалена от Солнца на 308 пк. Ее спектральный класс F5, видимая звездная величина 10.9, светимость в 3.5 раза превосходит светимость Солнца.
Масса планеты WASP-15 b оценивается в 0.55 масс Юпитера, радиус - в 1.4 радиуса Юпитера, что приводит к средней плотности 0.25 г/куб.см и второй космической скорости 37 км/сек. Планета вращается вокруг своей звезды на расстоянии 0.0472 а.е. (7.1 млн.км) и делает один оборот за 3.75 суток.Авторы открытия оценивают температуру планеты в 2300К. Из-за низкой скорости убегания эта планета тоже должна быстро терять атмосферу.

Транзитные планеты, открытые в рамках проекта SuperWASP. Для сравнения приведены Солнце и Юпитер.

Информация получена: http://www.superwasp.org/wasp_planets.htm

21 марта 2008
Когда на Титане дует ветер, горы движутся

Автоматическая межпланетная станция "Кассини", четвертый год работающая на орбите вокруг Сатурна, продолжает радовать нас новыми открытиями. На этот раз ученые получили дополнительное сильное свидетельство в пользу существования в недрах Титана подледного океана из воды и растворенного в ней аммиака.
Открытие было сделано с помощью сравнения радарных изображений поверхности Титана, сделанных в начале миссии (в 2005 году) и недавно. Как оказалось, многие детали рельефа (конкретные каньоны, озера и горы) сместились на 30 км относительно предсказанного положения. Иначе говоря, поверхность Титана дрейфует относительно синхронного вращения вокруг Сатурна со скоростью около 0.36 градусов в год. Это может произойти только в том случае, когда между твердым ядром планеты, вращающимся синхронно с орбитальным движением, и твердой поверхностью спутника существует глобальный океан, играющий роль своего рода "смазки". Существование такого океана предполагалось и ранее, но сейчас получено первое наблюдательное свидетельство его наличия.

Предполагается, что подледные океаны существуют также на спутниках Юпитера Ганимеде и Европе, а также спутнике Нептуна Тритоне.

Модели внутреннего строения Титана и некоторых других тел Солнечной системы: спутников Юпитера Европы, Ганимеда, Каллисто; спутников Урана Титании и Оберона; спутника Нептуна Тритона, а также некоторых крупных ТНО Эриды, Плутона и Седны. По современным представлениям, в недрах всех крупных ледяных тел Солнечной системы есть подледный океан.

Толщина ледяной коры Титана оценивается в 100 км.

Информация получена: http://www.planetary.org/news/2008/0320_When_Titans_Winds_Blow_Mountains.html

7 марта 2008
Открыт новый транзитный горячий гигант

Группой американских и венгерских астрономов, работающих в рамках проекта HATNet, открыт новый транзитный очень горячий гигант HAT-P-7 b.

Звезда HAT-P-7 расположена в созвездии Лебедь, в области неба, которую будет наблюдать космический телескоп Кеплер (запуск планируется летом 2008 года). Она удалена от Солнца на 320 +50/-40 пк, ее спектральный класс F6 V, масса оценивается в 1.47 ± 0.08 солнечных масс, радиус почти в 2 раза превышает солнечный, светимость в 4.9 раза выше светимости Солнца. Возраст звезды оценивается в 2.2 ± 1.0 млрд. лет. Содержание тяжелых элементов в составе HAT-P-7 в 1.8 раза превышает солнечное значение.

Планета HAT-P-7 b была открыта методом транзитов, т.е. наблюдений прохождения планеты по диску звезды. Она вращается вокруг своей звезды по круговой орбите на расстоянии 0.0377 ± 0.0005 а.е. (всего 5.6 млн. км!) и делает один оборот за 2.20473 дня. Истинная (не минимальная) масса планеты равна 1.776 +0.08/-0.05 масс Юпитера, радиус равен 1.363 +0.195/-0.087 радиусов Юпитера. Из-за близости к звезде и ее яркости равновесная температура планеты достигает 2730 ± 100К, что сравнимо с температурой фотосферы маломассивных звезд. Средняя плотность планеты оценивается в 0.876 +0.17/-0.24 г/куб.см, вторая космическая скорость - в 69 км/сек.

20 февраля 2008
Открыты три новые экзопланеты

Группа японских астрономов (Сато и др.), работающих на 1.88-метровом телескопе Астрофизической Обсерватории Окаяма (Okayama), сообщила об открытии трех новых экзопланет у звезд G и K-гигантов промежуточной массы. Эти звезды уже сошли с главной последовательности и начали превращаться в красные гиганты; будучи на главной последовательности, они имели спектральный класс А.

18 Дельфина (она же HR 8030, она же HD 199665, она же HIP 103527) - желтый гигант спектрального класса G6 III. Он удален от Солнца на 73 ± 4 пк, его светимость в 40 раз превышает светимость Солнца, радиус в 8.5 раза больше солнечного радиуса. Звезда на пределе видна невооруженным глазом (видимая звездная величина 5.51). Масса звезды оценивается в 2.3 массы Солнца, содержание тяжелых элементов почти не отличается от солнечного.
18 Del b - массивная планета-гигант или легкий коричневый карлик. Ее минимальная масса (параметр m sin i) - 10.3 масс Юпитера, она вращается вокруг своей звезды по слабоэллиптичной орбите (e ~ 0.08) с большой полуосью 2.6 а.е. и делает один оборот за 993 ± 3 суток (примерно 2.7 года). Температурный режим планеты близок к температурному режиму Меркурия (R/Rэф ~ 0.41). Наблюдается дополнительный дрейф лучевой скорости звезды на 4 м/сек за год, что говорит о наличии в системе еще одной (более далекой) планеты.

Кси Орла (она же HR 7595, она же HD 188310, она же HIP 97938) - оранжевый гигант спектрального класса G9 III или K0 III (разные источники приводят разные данные). Он удален от Солнца на 63 ± 4 пк. Радиус звезды превышает солнечный в 12 раз, ее светимость - 69 солнечных. Масса звезды близка к массе 18 Del и равна 2.2 масс Солнца. Звезда сравнительно малометаллична - тяжелых элементов в ее составе почти в 2 раза меньше, чем в составе солнечного вещества.
Минимальная масса планеты кси Орла b - 2.3 массы Юпитера, она вращается вокруг своей звезды на расстоянии 0.68 а.е. и делает один оборот за 137 дней. Несмотря на сравнительно широкую орбиту, планета является горячим гигантом (R/Rэф ~ 0.08).

HD 81688 (HR 3743, HIP 46471) - еще один оранжевый гигант спектрального класса K0 III–IV. Его светимость еще выше и достигает 72 светимостей Солнца, радиус в 13 раз больше солнечного). Звезда удалена от Солнца на расстояние 88.3 ± 6.5 пк. Она довольно бедна тяжелыми элементами - [Fe/H] = -0.36 (т.е их в 2.3 раза меньше, чем на Солнце). Масса звезды составляет 2.1 солнечных масс.
Планета HD 81688 b расположена на границе зоны горячих гигантов. Ее минимальная масса (параметр m sin i) равна 2.7 масс Юпитера, она вращается вокруг своей звезды на расстоянии 0.81 а.е. и делает один оборот за 184 дня.

Авторы открытия отмечают, что новые планеты укладываются в уже подмеченную закономерность для планетных систем звезд умеренной массы (1.7-3.5 масс Солнца): они массивны, их орбиты достаточно широкие (большая полуось больше 0.68 а.е.), у них небольшой или равный нулю эксцентриситет. В чем причина такого отличия планетных систем сравнительно массивных звезд от планетных систем звезд, подобных Солнцу, пока не ясно.

15 февраля 2008
Открыта планетная система, больше всего напоминающая Солнечную

Большая группа исследователей (одно перечисление имен занимает целую страницу!) объявила об открытии новой планетной системы OGLE-06-109L. Открытие было сделано методом микролинзирования.

Событие микролинзирования происходит, когда удаленная звезда-источник, звезда-линза и земной наблюдатель оказываются почти точно на одной прямой. В этом случае гравитационное поле звезды-линзы искривляет лучи удаленной звезды-источника, действуя подобно очень длиннофокусной собирающей линзе. Выглядит событие микролинзирования как сильное (иногда в сотни раз) увеличение яркости звезды-источника с последующим возвращением к исходному состоянию (когда звезда-линза из-за своего движения в пространстве уходит с прямой "звезда-источник - глаз наблюдателя"). В рамках работы проекта OGLE наблюдается примерно 700 событий микролинзирования в год.
Если вокруг звезды-линзы обращается планета, влияние ее гравитационного поля дает свой небольшой "пичок" на графике зависимости блеска звезды-источника от времени. По форме этого дополнительного пика можно определить массу планеты, ее расстояние от звезды и пр.

И вот 28 марта 2006 года система раннего оповещения OGLE (OGLE Early Warning System) объявила о необычном событии микролинзирования, названном OGLE-2006-BLG-109. По форме кривой блеска было заподозрено о наличии планеты у звезды-линзы. Дальнейшие наблюдения в течение апреля позволили обнаружить сразу две планеты с массами, близкими к массам Юпитера и Сатурна. Расстояние до звезды линзы было оценено в полтора килопарсека, масса звезды-линзы оказалась примерно в 2 раза меньше массы Солнца (это красный карлик спектрального класса K8 - M0).
Масса планеты OGLE-06-109L b - 0.71 ± 0.08 масс Юпитера, она удалена от своей звезды на расстояние 2.3 а.е. и делает один оборот за 5 ± 1 лет. Масса второй планеты OGLE-06-109L c - 0.27 ± 0.03 масс Юпитера, она вращается вокруг своей звезды по орбите с большой полуосью 4.6 а.е. и эксцентриситетом 0.11+0.17/-0.04, наклонение орбиты оценивается в 59 ± 6 градусов. Соотношение масс внешней и внутренней планеты, а также отношение больших полуосей их орбит очень близко к аналогичным параметрам Юпитера и Сатурна в Солнечной системе. Таким образом, OGLE-06-109L - планетная система, больше всего напоминающая Солнечную из всех известных на данный момент планетных систем.
Эффективные температуры двух планет оцениваются авторами открытия в 82 ± 12К и 59 ± 7К, что соответствует тепловым режимам Сатурна и Урана.

Информация получена: http://arxiv.org/pdf/0802.1920v2.pdf

16 января 2008
Зонд Мессенджер успешно совершил первый пролет Меркурия

14 января 2008 года в 22 часа 4 минуты по московскому времени американская межпланетная станция Мессенджер успешно пролетела мимо Меркурия на расстоянии около 200 км от его поверхности. Это первый гравитационный маневр станции в поле притяжения Меркурия, следующий ожидается 6 октября 2008 года. На орбиту вокруг Меркурия Мессенджер выйдет только в марте 2011 года.
Во время сближения работали магнитометр, рентгеновский и гамма спектрометры, плазменный спектрометр, лазерный альтиметр и другие приборы. Было получено множество снимков поверхности Меркурия, в том числе и той ее части, которая ранее не наблюдалась с помощью космических аппаратов.
30 января ожидается пресс-конференция НАСА с докладом о научных результатах этого пролета.

Этот снимок Меркурия был сделан АМС Мессенджер 14 января 2008 года с расстояния 27 тыс. км от Меркурия, разрешение снимка примерно 10 км в пикселе. Снимок сделан в лучах с длиной волны 750 нм (граница видимого и ИК-диапазона)

Информация получена: http://messenger.jhuapl.edu/encounters/index.php, http://messenger.jhuapl.edu/news_room/MercuryFlyby1PressKitFINAL_1_10_08.pdf
О Мессенджере на форуме Новости Космонавтики

10 января 2008
Открыта планета у молодой звезды, окруженной газопылевым диском

TW Гидры - одна из наиболее изученных молодых звезд в окрестностях Солнца. Это ближайшая к нам известная звезда типа Т Тельца. Она удалена от Солнца на 56 ± 7 пк, ее масса оценивается в 0.7 ± 0.1 солнечных масс, светимость составляет 0.20 ± 0.05 светимостей Солнца. Ее спектральный класс - K8 Ve, т.е. с эмиссионными линиями в спектре. Вокруг TW Гидры вращается газопылевой протопланетный диск. Возраст звезды не превышает 10 млн. лет.

И вот группа немецких астрономов из Института Макса Планка методом измерения лучевых скоростей родительской звезды обнаружила у нее планету-гигант с минимальной массой (параметром m sin i), равной 1.2 ± 0.4 масс Юпитера. Планета вращается вокруг своей звезды на расстоянии 0.041 а.е. (чуть больше 6 млн. км) и делает один оборот за 3.56 суток. Параллельно они измерили период вращения молодой звезды, оказавшийся равным 2.1 ± 0.5 суток. Регулярное изменение полутолщины спектральной линии водорода Halfa с периодом 9.05 суток авторы связали с наличием внутреннего края газопылевого диска, расположенного на расстоянии 0.07 а.е. от звезды. Таким образом, получается, что молодой горячий гигант вращается вокруг своей звезды в области, уже свободной от газа и пыли.
Какова истинная масса TW Hya b? Наклонение протопланетного диска звезды TW Гидры известно из наблюдений и составляет 7 ± 1 градусов (т.е. система наблюдается практически плашмя). Если плоскость орбиты планеты близка к экваториальной плоскости протопланетного диска, истинная масса планеты оказывается равной 9.8 ± 3.3 масс Юпитера. Иначе говоря, в самом "плохом" случае TW Hya b оказывается не планетой, а легким коричневым карликом.

Авторы отмечают, что обнаружение массивной планеты-гиганта у столь молодой звезды говорит о том, что время формирования планет-гигантов оказывается меньше 10 млн. лет (для сравнения, считается, что планеты земной группы Солнечной системы формировались в течение ~ 100 млн. лет).

(Примечание от 18 августа 2008 года. Открытие планеты у TW Гидры не подтвердилось - колебания лучевой скорости звезды были вызваны ее пятнами, а не планетой.)

Информация получена: http://www.researchgate.net/publication/5678275_A_young_massive_planet_in_a_star-disk_system